Акробатика

Акробатические упражнения – различные движения (перекаты, кувырки, перевороты, сальто, стойки и т.д.), связанные с переворачиванием тела с опорой и без опоры (в полете), с сохранением равновесия (балансированием) самостоятельно и с помощью одного или нескольких партнеров – издревле использовались в физическом воспитании юношества. Об этом свидетельствуют рисунки на амфорах и вазах, фрески и другие памятники, сохранившиеся от культуры народов, живших за тысячелетия до нашей эры.
Значительная роль отводилась акробатическим упражнениям в гимнастике – системе физического воспитания, существовавшей в Древней Греции.
В эпоху средневековья акробатические упражнения продолжали оставаться обязательным элементом физического воспитания.
Сохраняясь в физическом воспитании, акробатические упражнения с появлением цирков стали видом циркового искусства, а с возникновением балета – начали использоваться и в нем.
Многочисленные гимнастические системы, появившиеся в конце XVIII и начале XIX века, обязательно включали в себя различные акробатические упражнения как ценное средство общего физического развития и укрепления организма, совершенствования координационных и связанных с ними других способностей и тренировки вестибулярного аппарата.
С возрождением спорта в XIX веке и появлением его новых видов акробатические упражнения уже широко применялись в тренировке, а некоторые из них стали частью спортивных упражнений.
Впервые акробатика как вид спорта оформилась в СССР. Были определены виды упражнений, принята классификационная программа и разработаны правила соревнований. С этого момента наряду с развитием СССР параллельно развивалась и акробатика.
К сожалению, в данный период времени наблюдается обратный процесс и с возникновением независимой Украины по настоящий момент данный вид спорта деградирует, как деградирует детский спорт вообще.
Мы ставим перед собой цель возродить этот прекрасный и зрелищный вид спорта и
надеемся в скором будущем видеть здоровую и сильную нацию.
О преимуществах акробатики судите сами:
Акробатика направлена на общее физическое развитие и укрепление организма занимающихся, воспитание морально-волевых качеств детей. В процессе овладения техникой акробатических упражнений развивается вестибулярный аппарат, совершенствуется координационная способность и другие качества.
При систематических занятиях акробатикой происходит укрепление суставно-связочного аппарата.
Акробатические упражнения содействуют также совершенствованию способности ориентироваться в пространстве как в безопорном, так и в необычном положении тела – вниз головой (стойки).
Занимаясь акробатикой, повышается стрессоустойчивость, сопротивляемость жизненным трудностям, развивается упорство в достижении поставленных целей, закаляется характер и сила воли.
Акробатика формирует у ребенка базу, своеобразный фундамент, на котором в последующие годы будет основываться личностное развитие, что в свою очередь определяет успешность человека в жизни.
В отдельных видах спорта: прыжках в воду, легкой атлетике, борьбе, футболе, волейболе, в лыжном спорте, танцах и др. – применение акробатических упражнений помогает спортивному совершенствованию.
Подводя итог можно сказать, что занятия акробатикой, способствуя формированию основных двигательных навыков и совершенствованию физических и морально-волевых качеств ребенка, играют большую роль в деле воспитания сильных, здоровых, смелых и умных детей.
Виды акробатических упражнений 
Существует очень много различных акробатических упражнений. Большинство из них требует высокого уровня общего физического развития человека. Акробатические упражнения эмоциональны и с большим интересом смотрятся зрителем. Вследствие этого они широко используются на всевозможных показательных выступлениях, парадах, праздниках, шоу-программах и являются одним из важных средств пропаганды физической культуры.
Акробатические упражнения делятся на две группы: к первой группе относятся преимущественно динамические упражнения, ко второй — статические.
В первую группу входят: перекаты, кувырки, перевороты, движения дугой и сальто, т.е. упражнения, связанные с частичным или полным переворачиванием спортсмена через голову в различных направлениях. Причем это переворачивание может происходить с непрерывным касанием пола телом (кувырки), с промежуточной опорой (перевороты) и в безопорном положении (сальто).
Ко второй группе относятся: стойки, мосты и другие упражнения, связанные с удержанием тела в равновесии в различных положениях.
Упражнения обеих групп исполняются: одиночно, вдвоем и группами. При выполнении их вдвоем и группами воспитывается умение согласовывать свои движения с движениями партнера. Многие упражнения первой группы исполняются толчком о надувную резиновую камеру.
В настоящее время в акробатике существует семь подвидов: мужские и женские прыжки на акробатической дорожке, смешанные, мужские и женские пары, женские тройки и мужские четверки (групповые упражнения на ковре под музыку).
Мужские и женские акробатические прыжки выполняются с разбега на специальной акробатической дорожке (2 метра – ширина, 25 метров – длина) изготовленной по специальным технологиям, обладающей упруго-жесткими свойствами, что позволяет выполнять сверхсложные элементы первой группы. Например: тройные сальто с различными положениями тела (группировка, согнувшись, прогнувшись) и даже с винтовыми вращениями в любом из трех сальто.
На акробатическом ковре используются упражнения как первой, так и второй группы.
Мужчины, выполняющие парные упражнения, владеют силовыми, балансовыми и темповыми элементами, применяют очень сложные варианты парной эквилибристики и трудные соскоки.
Техническая программа смешанных парных упражнений (нижний- парень, верхняя – девушка) в настоящее время также стала очень сложной.
Участники групповых упражнений выполняют пирамиды в «четыре этажа» и темповые упражнения, представляющие собой вершину акробатического мастерства.
Специфика спортивной акробатики 
1. Средства акробатики не заимствованы  из жизненного двигательного опытачеловека.
2. Абсолютное большинство акробатических упражнений связано с тонкой координацией движений и дефицитом времени.
3. Многие акробатические упражнения связаны с повышенным темпом действий, необходимостью часто и быстро переходить от динамических упражнений к статическим.
4. Критерием эффективности деятельности акробата выступают не количественные показатели (метры, килограммы, секунды), а качественные – легкость, непринужденность, красота.
5. Достижение спортивного мастерства в акробатике основано на высоком развитии всех физических качеств спортсмена.
6. Деятельность акробата связана со строго дифференцированными пространственными, временными и силовыми параметрами действий.
Этот далеко не полный перечень особенностей определяет характер и специфику тренировки.
Анализ акробатических упражнений позволил установить, что в большинстве из них (несмотря на внешнее различие) имеются сходные компоненты.
Так, например, успешность овладения почти всеми сальто назад во многом зависит от умения высоко выпрыгивать с активным махом руками вверх и выпрямленным туловищем; легкость выполнения вольтижных упражнений находится в прямой зависимости от силы и согласованности толчка партнеров и техники ловли нижнего.
Достижение мастерства в акробатике немыслимо без развития физических иморально-волевых качеств. Поэтому важным фактором является направленность начальной подготовки на развитие и совершенствование  пространственных, временных и силовых качеств акробата.
Существует обилие задач в одном упражнении, которые необходимо решать одновременно при его выполнении. В тренировочном процессе акробата учитываются все эти особенности. Так, например, упражнение для развития силы проводится в скоростном режиме с многократным повторением в строгой гимнастической манере (совершенствование скоростно-силовой выносливости наряду с формированием гимнастического стиля)
Воспитание в процессе тренировки 
Спортивная тренировка как педагогическое явление – это специализированный процесс физического воспитания, непосредственно направленный на достижение высоких спортивных результатов и укрепления здоровья.
Тренировка спортсменов направлена на воспитание, обучение, спортивное совершенствование, повышение функциональных возможностей занимающихся и на достижение высокого спортивного мастерства в избранном виде спорта.
Учебно-тренировочный процесс в акробатике направлен, прежде всего, на физическое воспитание занимающихся. Однако физическое воспитание следует понимать в широком смысле слова.
На наших тренировках осуществляется идеологическое воспитание, которое проявляется в форме беседы. Преподаватели интересуются взглядами спортсменов, их поведением в быту, в обществе, комментируют некоторые события и явления жизни.
С идеологическим воспитанием неразрывно связано воспитание морально-этическое. Это достигается путем личного примера тренера, и в данном случае играет решающую роль. Также тренер-преподаватель указывает ученикам на неправильные, неблаговидные моральные поступки, допускаемые ими или окружающими их людьми, разбирает поступи отдельных спортсменов.
Воспитание- процесс коллективный. Во время занятий акробатикой не только преподаватель влияет на своих учеников, но и ученики оказывают влияние друг на друга. У акробатов воспитывается чувство коллективизма, дружеской поддержки и взаимопомощи. В этом отношении большое значение имеют совместные игры, групповые показательные выступления, командные соревнования, страховказанимающимися друг друга.
Также воспитывается сознательная дисциплина. Это достигается построением группы в начале и конце тренировки, постановка задачи и анализ занятия в конце, сообщение о недостатках в поведении и поощрение лучших спортсменов.
Серьезное внимание уделяется эстетическому воспитанию, которое неразрывно связано с этическим. У занимающихся каждое занятие воспитывается понимание чувства красивого в поведении, поступках, внешнем виде. Культура движений, точность заданных положений, строгость линий, легкость выполнения упражнений- все это способствует эстетическому воспитанию.
Также эстетическому воспитанию способствует участие акробатов в показательных выступлениях, концертах художественной самодеятельности, соревнованиях.
Таким образом, на занятиях по акробатике занимающиеся воспитываются всесторонне. Различные стороны воспитания невозможно строго разграничить – они тесно взаимосвязаны.
Процесс обучения и тренировки строится так, чтобы обучение было воспитывающим, а воспитание – всесторонним.

Школа танцев Остроуховой Ольги

ул. Бауманская, д. 11

+7 (985) 269-23-69

+7 (915) 110-21-11

© 2011 - 2017 Школа танцев Остроуховой Ольги.
Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.